Сайт Сумирана
Главная
О Сумиране
Фото
Тексты
Интервью
Аудио
Видео
Семинары
Контакты
Сотрудничество
Ссылки
Литература
Объявления
Форум
Гостевая
English version


Беседы в Крыму.

Механизмы формирования негативных эмоций

Судак 26 июня 2004 года 21:03

Сумиран: Еще раз хочу вам сказать, чтобы вы постарались научиться не засыпать и в тоже время отдыхать. Это искусство расслабиться - расслабить тело, психику, но при этом не уснуть, оно называется состоянием аллертности, т.е. расслабление плюс присутствие внимания - ясность. В практике Дза-дзен ему необходимо научиться потому что, как правило, если человек расслабляется, то он засыпает. Глубокое расслабление для нас связанно с состоянием сна. Вот здесь старайтесь сохранить ясность. Учитесь отдыхать, но при этом не в бессознательном состоянии. Это искусство. Но это не сразу происходит. Если вы будете серьезно заниматься, сидеть, много раз засыпать, просыпаться, вы научитесь чувствовать границу перехода в сон. Это все очень постепенно развивается в человеке. И второе, то, что касается наших бесед. Я хочу, чтобы вы понимали, что эти беседы, имеют целью не дать вам определенное концептуальное понимание, а сформировать в вашей психике способность к, с одной стороны, новой форме восприятия, а с другой стороны, к новой форме обработки информации и отклика на какие-то внешние ситуации. То есть, это не теоретические идеи, это формирование совершенно реальной возможности, способности начать по-другому откликаться на вызов внешней среды и внутренней. Это аспекты практики, это не философия. Это не оторвано от жизни, если вам действительно это удается. И я стараюсь вам давать понемногу раскрытие этого механизма. Хотя мы говорим о некоторых принципах и рассматриваем их, но параллельно я стараюсь всегда двигаться пошагово и показывать вам, что такое исследование вообще, понимание.
Сейчас мы продолжим исследовать нашу утреннюю тему. Я сегодня днем смотрел в этом направлении и нашел еще несколько моментов связанных с тем, что формирует психологический негатив в нашей жизни. Изначально, когда я глядел, я видел три механизма, а сейчас я около пяти нашел. Мы пока поговорили только об одном. О механизме, когда факты жизни, которые я переживаю в настоящем, сталкиваются с моими представлениями о жизни. И несовпадение фактов и представлений о жизни вызывают эмоциональный негатив. Это один из способов формирования эмоционального негатива. И пока мы еще не говорим, что с этим делать, мы пока просто пытаемся найти механизмы формирования. Пока мы даже еще не пытаемся работать с ними. Потому что перед тем как работать нужно, по возможности, выявить всю гамму. Работа - это еще отдельное занятие. Кажется, понял и разобрался - это не так. Люди часто очень тяжело отпускают многие вещи, даже те, которые вроде бы очевидно приносят страдание. Человек все равно иногда очень жестко цепляется, на словах соглашается, но на деле продолжает по-старому вести себя. Реально изменить какое-то отношение, ситуацию иногда бывает очень не просто. Так вот, давайте дальше смотреть в этом направлении - это как раз есть процесс направления вашего внимания на ситуацию. Давайте попробуем увидеть, что еще вызывает, каким образом еще возникает эмоциональный негатив? Вам становится эмоционально плохо. Да? Мы разобрали один способ, механизм, один аспект возникновения этого. Какие еще? Надо смотреть прямо на свою жизнь, на свои эмоциональные ситуации, когда вам становится плохо. Смотрите и пытайтесь увидеть, по какой цепочке вы это получили, каким образом это развернулось. Какие еще вы видите пути?
Искатель: То есть пути возникновения плохого состояния?
Сумиран: Да.
И. 2: Когда я, например, очень сильно чего-то хочу и не получаю....
И. 3: Когда потребности эмоциональные не удовлетворены. Например, партнер. Возникает с ним какая-то эмоциональная связь, а он находится с другим сейчас в этот момент. Такой разрыв... И поднимается такой эмоциональный негатив…
С.: Смотрите. То, что Лариса говорит - это нечто объективное. Бывает, когда эмоциональное тело требует какой-то пищи, подпитки реально и не получает этой энергии, оно тоже испытывает то, что называется страдание или проблема. Это неудовлетворение реальной потребности, как телу нужна пища реально, и мы если не даем этой пищи, то тело испытывает определенный дискомфорт. Эту ситуацию, о которой Лариса говорит, мы разбирать пока не будем, мы ее только обозначим, потому что она объективна. Бывает объективно нам что-то нужно, а у нас этого нет. Я имею в виду в эмоциональном плане. Это не невротический аспект, а объективный факт. Здесь просто можно говорить об искусстве получения из внешней среды необходимых эмоций или переживаний. Искусство построения отношений с людьми, искусство построения отношений с партнером и т. д. Как существует, допустим, искусство добывание пищи. Или в нашем веке это искусство добывание денег. Какие еще механизмы?
И.: Если когда что-то хочешь и не получаешь.
С.: Но это как раз то, что Лариса говорила - это какая-то потребность, которая не удовлетворяется. Вы приблизительно сказали об одном немножко разными словами.
И.: Потеря близких людей ни с чем не сравнима.
С.: Этот аспект надо посмотреть. Мы иногда попадаем в негативные эмоциональные состояния, когда теряем. Т.е. интенсивность состояния может меняться. Потеря близкого человека - более высокая интенсивность, а потеря кошелька - менее высокая интенсивность, но она существует. Т.е. у меня что-то было и когда это уходит из моей жизни, то исчезновение какой-то вещи или человека, или ситуации, или обстановки, в которой я привык жить, сопровождается эмоциональным негативом, т.е. мы этого не хотим. Я бы это определил как то, что называют привязанность к определенным вещам, к людям, к ситуациям. Что это значит? Когда это исчезает, мы попадаем в сотояние эмоционального негатива. Это из разряда того, когда в мою жизнь приходит что-то неприятное, то, что я не хотел, чтобы появлялось, я переживаю эмоциональный негатив. И я эмоционально негативен, когда из моей жизни исчезает что-то, чего бы я не хотел, чтоб исчезало. Это называется привязанность к приятному и бегство от неприятного. Эти два события иногда тоже создают то, что мы называем проблемой. Почему? Потому что это вызывает эмоциональный негатив. И смотрите, допустим, я с каким-то человеком нахожусь в контакте. Мне с ним хорошо. Это факт. Но когда этот человек по каким-то причинам из моей жизни исчезает, то, обязательно ли мне должно быть плохо? Обязательно ли хорошо должно смениться на плохо? Или просто было хорошо, потом человек исчез, ну исчез. Смотрите: когда общаюсь с человеком, я могу получать наслаждение от самого факта контакта, просто мы общаемся и мне приятно. А могу получать наслаждение от чувства обладания человеком. Мой. Это мой человек, я им обладаю, это мое. Если я получаю наслаждение от чувства контакта, то в момент контакта возникает стимуляция - это стимуляция к позитивным переживаниям. Потом контакт закончился, стимуляции к позитивным переживаниям нет, но нет и стимуляции к негативным переживаниям, т.е. никто меня не стимулирует переживать какое-то несчастье. А если у меня есть чувство обладания этим человеком? Если мне важно именно ощущение принадлежности, то когда человек исчезает, я теряю это ощущение. Я получаю удовольствие не от самого факта контакта с человеком, а еще и от того, что объект или ситуация принадлежит мне. Буддисты говорят, что это одна из основных причин страдания па Земле. Т. е. психология людей. Каждый из 6 миров в буддизме обладает своими основными ловушками психологическими. На планете Земля одна из ловушек базовых - это привязанность. Мы привязаны. Это вызывает эмоциональное страдание при потере.
Вот мы еще один фактор определили. Этот фактор более сложен потому, что он не полностью опирается на наши идеи. Скажем, то, что мы говорили, когда ум, мышление, идеи о жизни сталкиваются с фактами жизни, мы видим, что это конфликт, связанный с нашими представлениями, с мышлением. А вот привязанность - это не совсем мышление. Это более глубокая вещь. Потому что, даже животные привязаны к некоторым вещам, к своей территории, самец к самке привязан, хотя у них нет концептуального описания вселенной. Но все равно у них есть некоторая форма страдания при потере определенных объектов или условий, видно, что они определенным образом реагируют. Вот даже собака, когда теряет хозяина, может умереть, не принимать пищу и т.д. Мы видим, что качество страдания через привязанность имеет корни и с ними надо разбираться. Что это за корни, что это за глубина, возможно ли не быть подверженным этому явлению? Т.е. возможно ли, теряя объект, который нам нравится, отпускать его без эмоционального негатива. Эмоциональный негатив ничего не меняет. Если объект исчез, то исчез, т.е. само эмоциональное состояние не помогает его удержать. Может быть, какие-то действия могут помочь, но действия могут быть в позитивном состоянии психики, а могут быть и в негативном. Возможно ли не получать негативные состояния психики при потере значимых для нас объектов или субъектов? И возможно ли не получать негативные состояния психики, когда что-то вторгается в нашу жизнь, что бы мы не хотели чтобы приходило? С этим можно работать, как-то взаимодействовать, но, опять-таки, без эмоционального негатива. Пока мы только это обозначили, потому что, это явление очень непростое. Это одна из базовых ловушек психики - страдание при потере.
И.: А эмоциональная боль и эмоциональный негатив - это одно и тоже?
С.: Не совсем. Вот смотри, какая ситуация. Здесь просто надо глубже смотреть. Когда мы с кем-то связанны, допустим с человеком. С вещью это не так сильно работает. Когда мы близки с человеком, то эмоциональные структуры начинают устанавливать определенные взаимоотношения, т.е. возникает замыкание. Это реальный эффект, наши энергии действительно начинают создавать общую систему. Это просто фактично. Это как общая кровеносная система становиться. Только на энергетическом плане, допустим, эмоционально. И когда человек исчезает или переориентируется на другого человека, мы еще на него ориентированны, а он уже закрыт для нас. Получается, достаточно объективное отсекание, а наши системы еще настроены на контакт. Это похоже на то, как если бы мы порезались. Это объективная эмоциональная боль. С ней ничего не сделаешь, ее надо пережить. Это фактичность жизни. Т.е. пока наша эмоциональная структура тела не перестроилась на другой режим работы, она будет испытывать определенные страдания. Нужно какое-то время, чтобы зажила рука, если она порезана. Какое-то время она будет болеть, никуда не денешься, надо просто терпеть и все. Здесь тоже самое. Но человек привносит в этот аспект разрыва отношений еще много дополнительных страданий, которые уже не являются... Как ты это назвала? Эмоциональная боль, эмоциональный негатив. Да. Эмоциональная боль - это объективно, а эмоциональный негатив, это, когда я начинаю накручивать себя больше. Как правило, смотрите, эмоциональная боль находится в астральном теле, т.е. в эмоциональном теле. А негатив, который связан с потерей, он скорее запускается структурой мысли. Я начинаю себя накручивать через мысли, т.е. мысль помнит о потере. И если бы я себя не накручивал, я через какое-то время уже эмоционально восстановился. А я могу годами через память и ментальный процесс, активизировать свою эмоциональную боль. Т.е. я могу постоянно не давать ране заживать. Она затягивается, а я какую-то активность ментальную проявляю, и она опять начинает болеть. Нужно какое-то время спокойно дать ей зажить, а мы не даем через некоторую ментальную провокацию. Т.е. мы привязаны не только эмоционально - именно замыканием каналов, а мы привязаны еще и через образ человека и т.д.
И.: Скорее через каналы.
С.: Ну, про каналы я сказал, если разрыв произошел, какое - то время пока они не перестроятся, это их боль эмоциональная. А можно так сказать, что это на биохимическом уровне. Если биохимическая реакция происходит, ее нельзя остановить. Это объективная вещь. Но что мы начинаем делать? Мы начинаем с помощью мыслей и ума подкидывать катализатор в эту химическую реакцию, и она никак не кончается. Эмоциональная боль все продолжается и продолжается, потому что мы ее подпитываем некоторой идеей или памятью о человеке.
И. 3: А это же сходно с первым типом, который мы рассматривали утром. Есть представление, что так быть не должно в нашей картине мира...
С.: Это не совсем представление, что так быть не должно. Почему оно немножко отличается? Потому что это просто воспоминание, допустим, я вспоминаю и...
И. 3: Нет, я построила иллюзию типа того, что я с этим человеком, предположим, близким и это мои представления. А реальность она как-то отличается и соответственно конфликт. Т.е. мы вернулись к первому типу.
И. 4: Нет, ну на каком-то этапе ваши представления совпадали и фактически у вас были хорошие отношения, и все было складно, но на каком-то этапе эти ваши взаимоотношения разошлись и убеждения разошлись. Происходит разрыв и здесь уже возникает эмоциональная боль.
С.: Еще как происходит, смотрите, отношения еще существуют, разрыва нет. Но ум создает привязанность и может возникнуть негатив из-за страха, как будет в будущем, как дальше будет. Неуверенность или, допустим, ревность. Часто ревность, это страх потерять партнера. Страшен не сам факт измены, а мысль о том, что ему другой понравится больше чем я, а я привязан. И тогда возникает желание удержать. Т.е. мне нравится этот объект, но я не просто получаю наслаждение от него, а я еще выстраиваю политику как бы его удержать. И сама мысль о том, что мне это не удастся, вызывает у меня депрессию, ревность, страх. Все то, что на самом деле и есть негативные эмоции или психологическая проблема. Я не только владею, но хочу владеть в дальнейшем. Так мы создаем негативные эмоции, в том числе через будущее. В ощущении "я буду владеть" вектор в будущее направлен. Т.е. я владею, хочу владеть и боюсь потерять. У нас часто бывает негатив, когда мы думаем о будущем. Почему мы так ум внимательно изучаем? Ум говорит, что в твою жизнь может что-то неприятное войти, инфляция, еще что-то, с работы могут уволить. Ум создает некоторую перспективу будущего, а я боюсь, т.е. у меня есть сопротивление тому, что в мою жизнь может что-то прийти. Я не хочу привносить что-то. Или я боюсь, что из моей жизни может что-то уйти, таким образом, я попадаю в определенное психологическое состояние. Т.е. еще ничего не случилось, а я уже в негативе. Почему? Потому что я предполагаю, что это может случиться.
И.: То есть, мы попадаем в зависимость от этих своих проекций.
С.: Да. Получается страх что-то впустить в свою жизнь или страх что-то отпустить из жизни, хотя это еще не случилось. Абстрактные образы формируют реальный негатив. Парадокс получается, это еще абстракция, но негатив-то реален. Психологическое состояние реально, хотя вызвано некоторой идеей или представлением. А идея в следующем: мы не готовы брать то, что жизнь нам даст и относиться к этому без претензий. Что придет, то придет. Если придут сложности, я буду с ними жить, если придет хорошее, буду с хорошим. Я в этом расслаблен. Ведь наш страх не всегда удерживает человека. Чаще наоборот. Наше психологическое напряжение скорее отталкивает человека. Чем больше мы хотим его удержать, тем больше он чувствует напряжение, связанность, дискомфорт. И мы получаем обратный эффект зачастую. Но продолжаем это делать. Продолжаем создавать себе определенное психологическое напряжение из-за этих вещей. Этот механизм психологический тоже надо увидеть, и не просто увидеть, а пресечь. Если мы хотим у себя не создавать этого психологического напряжения, первое, вы должны узнать о нем. Вот сейчас говорим о нем, узнаем. Потом вы должны (второй шаг) увидеть его сами. В обычной жизни у вас куча ситуаций будет. Вы должны увидеть, что это так, что это не просто Сумиран взял, вам сказку рассказал. Вы должны увидеть, как это работает, в какой момент вы попадаете в негатив, и вы смотрите, как вы в него попали и видите, что именно по этой цепочке. И видите, что эта цепочка существует, это не просто какая-то концепция - это факт вашей жизни. А следующий шаг - это уже пресечение этой цепочки. Не позволение этой цепочке разворачиваться и формировать у вас негативное эмоциональное состояние. Как это делается, мы потихонечку тоже будем разбирать. Пока мы это обозначили.
Вот уже три составляющие мы обозначили: 1. Столкновение представлений и фактов. 2. Неудовлетворение реальных потребностей эмоционального тела. И 3-й фактор - это привязанность и отталкивание. Первый и третий фактор они идут через ум. С помощью ума. Ум привязывается и ум пытается отталкивать - это наши отношения. И так же ум создает представления. Хорошо. Еще как вы получаете негатив? Сидите, сидите и вдруг поплохело.
И.: Телу стало плохо, например, какая-то боль в теле возникла.
С.: Ну боль в теле и эмоциональный негатив - это как раз столкновение представлений, что ее не должно быть. Если вы первый фактор понимаете, у вас не будет эмоционального негатива при боли в теле.
И.: Ляг, поспи и все пройдет.
С.: А вот смотрите, еще есть фактор. Первый принцип, когда я сталкиваюсь с фактами внешней среды и, имея представления, не соответствующие фактам внешней среды, получаю негатив. Это я получаю негатив из настоящего. Это все находится в настоящем и факт и мое представление в настоящем. На данный момент времени. Привязанность и отторжение - это мы увидели, как будущее формирует негатив. Мы переносим себя и ситуацию в будущее, а в настоящем мы привязаны к чему-то, т.е. мы что-то ценим, потом переносим это в будущее и начинаем беспокоиться, формировать негатив. А как с помощью прошлого возможно формировать негатив?
И.: Память, память о прошлом, о каких-то событиях, которые вызывали неприятные ощущения и когда они в очередной раз... то ли мы уходим мыслями туда в это переживание, то ли еще что-то приводит нас к тому, что мы, как бы вспомнили. Это заставляет нас повторить эту ситуацию. Вызывается стереотип динамический, повторение пройденного.
С.: Смотрите, еще один способ испортить себе настроение, причем легко, это память о прошлых ситуациях. Что такое память о прошлых ситуациях? Это информационные блоки, которые мы в себе несем, и которые время от времени о себе заявляют. Т.е. на самом деле сначала мы вспоминаем ситуацию, а потом эмоционально ее наполняем теми эмоциями, которые возможно проживали в реальном режиме времени когда-то, сейчас это просто стало воспоминанием, но эмоции опять наполняют это воспоминание реальным режимом времени. Т.е. в самой ситуации была не память о ситуации, а ситуация, были события и реальные эмоции, а потом что происходит: событий уже нет, а остались мысли, но наполненные теми же реальными эмоциями. Т.е. мы наполняем уже не ситуацию, а мысли о ситуации реальными эмоциями. Вот еще один механизм, который запускается через ум, потому что если бы мы не вспомнили ситуацию, то эмоции ни с того ни с сего могут не возникнуть. Они возникают как возвращение, воспоминание ситуации, а потом уже вовлечение эмоциональное в то, что мы вспоминаем. Через ум получается три механизма: 1. Вспоминание - это когда ум через прошлое создает проблему. 2. Привязанность - ум через будущее создает проблему. 3. Несогласие - это когда ум через настоящее создает проблему.
Первое что необходимо - это как только у вас начинает возникать любая негативная эмоция, вы должны осознать, по какому механизму она возникла. Вот с чего надо начать тренироваться. И четвертый механизм, о котором мы сегодня вечером сказали - это когда эмоциональное тело испытывает какую-то потребность и не получает ее. Этот механизм объективен и с ним ничего не сделаешь, его надо кормить. Это искусство как покормить эмоциональное тело, как получить то, что необходимо. Это искусство, в общем-то, отношения к жизни. Первые три механизма - невротические, а этот механизм требует просто искусства реализации эмоциональной потребности.
И.: А с эмоциональной потребностью все тоже самое как с прошлым? Положим в плане эмоциональной неудовлетворенности в прошлом. Тело страдало эмоционально. Возвращаясь туда к каким-то своим воспоминаниям, можно попасть опять в ту же депрессию, все что там было.
Голос из зала: Как ребенка в детстве...
С.: Ну, да. Это же с помощью памяти. Ты же возвращаешься с помощью воспоминаний. А потом уже наполняешь их эмоциональностью.
И.: Значит без памяти, чисто так по аналогии сложно представить, да?
С.: Можно. Приходится ввести еще одну тонкость. Вы поймите, что наше эмоциональное тело, также как и физическое имеет собственную память. Т.е. память бывает не только ментальная, и в эмоциональном теле, в астральном, записываются определенные впечатывания.
И.: Вот пример хороший - когда работаешь с терапевтом и человека погружаешь в ту ситуацию.
С.: Да, он иногда не может вспомнить ее мысленно, но проживает ее эмоционально, хотя у него образов нет, но он ее эмоционально прожил и отпустил. Бывает и так, но это уже здоровая терапия, не невротическая реакция, когда мыслями все время себя возвращаю и прокручиваю, а здесь у меня в эмоциональном теле есть зона патологическая. Что значит патологическая? Там остался какой-то эмоциональный негативный след, как рубец. Когда мы проживаем ситуации жизненные в эмоциональном теле, и если мы не имеем достаточной осознанности, то остаются рубцы. Т.е. каждая ситуация оставляет след на эмоциональном теле. Если ткань здоровая, то она быстро рассасывает рубец. Молодая ткань достаточно легко потом заживает, а у людей старых сложнее заживают всякие царапины. Психологическое тело, поскольку это не физическая материя, оно может быть очень легко обновляющимся. Т.е. я пережил какую-то ситуацию, где у меня был эмоциональная боль или какой-то стресс, но я её прожил, пережил это чувство, и у меня в эмоциональном теле не осталось рубца, и я живу дальше без психологической травмы. Оно обновляется. Я не позволяю ситуациям оставлять эти рубцы. А обычный человек, если не обладает таким искусством, то у него каждая ситуация оставляет впечатывание в эмоциональном теле. И терапия заключается в том, чтоб эти впечатывания начать уничтожать. И вот тогда через воспоминание, я нахожу эмоциональную травму или шрам, и этот рубец рассасываю путем терапии. Вот такое воспоминание позитивно. Это есть терапия и исцеление. А когда ум возвращается постоянно к ситуации, и я наоборот накручиваю обиду, я уже забыл, что обижался, но потом опять вернулся в ситуацию, вспомнил какой он негодяй. Это называется патологией. Я усиливаю эту психологическую травму путем мышления, путем воспоминания. Поэтому воспоминание воспоминанию рознь оказывается. Можно как терапию это делать, а можно как невроз наращивать. Надо разбираться, каким образом вы вспоминаете. Вот, кстати, то, что в христианстве называют покаяние, каяться. Т.е покаяние часто наоборот формирует чувство вины: кайся, кайся, ты грешник. Но на самом деле покаяние настоящее - это отпускание чувства вины. Наоборот, когда я каюсь, я отпускаю, я прощаю другого, прощаю себя. Покаяние на самом деле, это глубинная терапия. Я расстаюсь с чувством вины за что-то. Вот это есть покаяние. Я возвращаюсь к ситуации и понимаю, что никто не виноват ни я, ни кто-то другой. И я отпускаю эти переживания, энергии. Искусство покаяния - это искусство не нести груз прошлого, эмоциональные травмы прошлого. Это когда прошлое не создает у меня эмоционального негатива, я покаялся, осознал, отпустил и прошлое больше не создает груз на душе. Если человек умеет это делать, то он обладает искусством каяться, а если человек чем больше кается, тем больше чувствует себя грешником, то это искусство невроза. Чем больше каюсь, тем хуже себя чувствую. Странно, зачем каяться? Настоящая христианская мистика помогает избавиться от этого груза, а официальное христианство наоборот заинтересованно в том, чтобы человек себя чувствовал грешником. Тогда ему придется идти в церковь и за деньги выкупать хорошее место в аду или в раю, куда пустят.
И.: Почему, есть индульгенция. Можно заплатить деньги и тебе простят грехи. Это когда денежный эквивалент какой-то вносится.
С.: Церкви это выгодно. Чем больше грешников они сформируют с чувством вины, тем больше денег получат. Задача церкви не помочь человеку чувствовать себя свободным от греха, а помочь чувствовать максимально грешным.
И.: Но не все так однозначно в церкви.
С.: Нет, конечно, не все. Я имею в виду ту церковь, которая вымогает. А так мистическое христианство имеет прекрасные традиции, как любая духовная школа. Есть ветви, которые профанируют, а есть ветвь, которая несет истинные знания. Хорошо разобрались с этим немного.
И еще один фактор хотелось бы сегодня обозначить. Что еще портит нам эмоциональную жизнь? Вы должны четко увидеть, что портит вам жизнь.
И. 2: Может быть старение? Некоторые люди очень расстраиваются, что они не молодеют, а стареют.
С.: Почему они расстраиваются, как ты думаешь?
И. 2: Наверное, функциональные возможности теряют.
С.: Это из серии привязанности. Когда что-то теряется, а я не хочу терять.
И. 2: Нет, функциональные, я имею ввиду природные возможности.
С.: Я тоже их имею в виду. Теряются, терять не хочу.
И. 3: Не могу быть все время молодым. Конечно - это привязка
определенная.
С.: Это определенная привязка к чувствам, к переживаниям.
И. 2: Многие расстраиваются. Например, папа мой, ему 80 было (смех в зале), он всегда молодым себя чувствовал. Он не зацикливался на этом. А когда он слег, то тогда уже понял. Говорил: "Она - болезнь, меня поборола".
С.: Т.е. факты все-таки взяли свое. Но это не только у него такое происходит.
И. 4: Страх смерти или страх потери Эго.
С.: Да, смотрите, Вика обозначила один момент, т.е. страх. Есть разные страхи, есть страхи, вызванные умом. Страх смерти или страх потери Эго. Это важный момент. Мы очень многие вещи в жизни эмоционально не можем переживать позитивно, потому что у нас всегда есть некоторый страх - страх разрушения. Физического, психологического, энергетического. Мы боимся исчезновения. И этот страх также имеет много разных побочных эффектов. Когда я боюсь, я агрессивен часто. Из страха возникает агрессия как желание защитить себя. А когда я агрессивен, сосед агрессивен и все, в общем-то, из хороших побуждений - защитить себя, то общая атмосфера начинает выглядеть очень странно - накапливаем ядерное вооружение во имя мира. И причина этой агрессии именно страх. Т.е. есть страх, что я могу быть уничтожен внешней средой как некоторая персона. Я себя начинаю защищать. Лучшая защита - это нападение. Все это давно уже поняли. Я не могу, допустим, какие-то вещи более интенсивно проживать, потому что я все время помню, что я рано или поздно буду разрушен тем или иным образом. Так вот, с чем этот страх связан и что с ним делать?
И. 2: Люди верующие не боятся, у них нет страха смерти. Они считают, что они из этого мира перейдут в другой мир, т.е. из одного состояния можно перейти в другое состояние.
С.: Честно говоря, я не встречал верующих людей, которые не боятся.
И.: Опять же это перенос в будущее... перенос своих ощущений в будущее.
С.: Да, это есть, но какова база страха, страха исчезновения или страха разрушения, самая первичная база? Потом ум начинает переносить, но самое первичное с чем связано?"
И. 5: С отождествлением с формой.
И. 6: С исчезновением.
С.: Смотрите, это связанно с формой восприятия себя как некоторого существа обособленного, которое живет, а потом исчезнет.
Форма страха связана не с умом, это уже вторично, а с формой восприятия себя, знания себя как обособленной формы жизни, которая, по определению, рано или поздно должна исчезнуть. Т.е. эта форма страха и эмоционального негатива связана именно с формой восприятия, знания себя. Она связана не с движением мысли, а со знанием себя как определенного объекта или субъекта. С этой формой страха возможно работать не путем работы с мыслью, а путем знания себя как чего-то другого, т.е. это работа с формой восприятия. Мы должны сместить свое восприятие, чтобы знать себя не как ту личность, которой мы себя знаем сейчас. Потому что то, как мы себя сейчас определяем, порождает страх. Определенную форму страха. Т.е. та форма восприятия, которая у нас сейчас имеется, порождает определенные формы страха.
И.: А другого представления у нас пока нет.
С.: Восприятия. Потому что представление поменять легко. Можно сказать я - Бог, но бояться так же будешь.
И. 6: А у животных же тоже есть восприятие?
С.: Животные тоже воспринимают себя как некоторые обособленные объекты.
И. 6: Ну вот, у них значит тоже есть страх.
С.: У них, безусловно, есть страх, да.
И. 5: Они же агрессируют, защищают себя.
И. 6: Нет, негативная эмоция как бы…
С.: Формы негативных эмоций есть и у животных, в животном мире. Т.е. они так же подвержены страданию, страху смерти. Животное боится в прямом режиме времени, например, когда на него кто-то кидается. А у человека еще мысль включается, мы не только боимся умереть, когда реальная опасность, но еще и боимся умереть, проецируя это в будущее. Т.е. мы знаем, что умрем и начинаем по этому поводу беспокоиться. Поэтому мы выстраиваем буфер, придумываем царствие божие, следующие жизни все что угодно, а на самом деле это концептуальная защита.
И. 6: Гурджиев сказал, что природе человека не свойственны негативные эмоции.
С.: Здорового человека... Т.е. просветленного. Знающего себя как Бога.
И. 6: Так это же не природа человека - это природа Бога.
С.: Здоровый человек и Бог - это одно и тоже. Здоровый человек становится Богом.
И.: Получается, мы подошли к тому моменту, что нам надо лечиться. (Слышится дружный смех) Надо поменять свое восприятие.
С.: Мы подошли к тому моменту, мы об этом уже говорили, что основное, с чем вам необходимо работать - это осознавание ума, его движений. Потому что движение ума и создает всю ту структуру конфликта, в которой мы находимся. И плюс к этому нам необходимо понять, что такое восприятие.
Т.е. мы должны понять две вещи: что есть ум, осознать движения ума, увидеть. И что есть восприятие. Мы должны работать с изменением формы восприятия и с изменением или чисткой ума. Т.е. мы должны ум определенным образом почистить, чтобы убрать те структуры, которые вызывают страдания. И мы должны определенным образом изменить фокус восприятия, чтобы убрать то восприятие, которое вызывает страдание. И когда мы имеем чистый ум и правильную форму восприятия, то жизнь перестает быть тем, что есть страдание, как Будда определял. Жизнь перестает нести в себе фактор негативности.
Вот это то, с чем необходимо работать. Это зрелость, когда человек приходит к пониманию, с чем ему надо работать. До этого человек может работать с чем угодно, кроме ума и восприятия. Но пока у него искаженный ум и восприятие, он может делать все что угодно, кучу техник, ездить в Индию, на Гималаи взбираться, но что бы он не делал, ни к чему не приведет, потому что база, на которую он опирается, т.е. его мышление, память, знание и восприятие, несет в себе патологию. Это зрелость и если вы действительно придете к пониманию этого, то вы свои усилия будете направлять на это, а не на какие-то экзотические формы практик и работу с чем-то второстепенным. Потому что это база. Если человек с этим не разобрался - все бесполезно, все что он будет делать. В этом надо иметь определенную убежденность. Поэтому я вам и рекомендую задавать вопросы, т.е. вы должны внутренне получить ощущение, что это правильно. Это даст вам энергию, чтобы начать в этом направлении что-то делать.
Одна из целей наших бесед - это чтобы вы сформировали ощущение, что то, о чем здесь говорится, не пустые слова. И если это так, то вы будете заниматься этим более серьезно, т.е. у вас будет некоторая устремленность с этим разобраться, т.е. часть своего внимания, энергии вы будите этому отдавать. Важно правильно расставить акценты, шкалу ценностей. Жизнь имеет определенную протяженность, и если вы ошибетесь в выборе методики и поймете это только в 80 лет, это будет обидно, по крайней мере.
И.: Т.е. можно продолжать заниматься каким-то видом деятельности, но измениться качественно.
С.: Да, в этом уникальность практики, она не требует изменений событийности жизни. Т.е. исследовать ум и исследовать восприятие - это не действие, это движение внимания. А внимание не требует какого-то специфического образа жизни, уединения в горах или особых ретритов. Это просто ваше внутреннее искусство работы с этим, и если вы обладаете этим искусством, то вы можете заниматься этим где угодно. Никто даже знать об этом не будет кроме вас, что вы этим занимаетесь. Но это непросто, необходимо наработать некоторое качество и когда мы общаемся, старайтесь проникаться этим. Мы об этом утром поговорили, я сегодня днем сижу и рассматриваю это. Я точно знаю, что я это не помню, у меня в памяти этого нет. Но когда я направляю на это внимание, я открываю какие-то аспекты, т.е. я их просто вижу. Раньше я, может, и не думал вообще об этом, но если мне необходимо, то я могу на какое-то явление посмотреть, и оно мне раскрывается. Т.е. я точно знаю, что не вспоминаю об этом, и если я что-то увидел, я потом это не записываю в память. Я знаю, что когда мне надо, то я опять посмотрю и опять увижу. Таким образом, я не загружаю свой ум информацией. Это как книга. Если в ней есть нужные формулы, я не запоминаю формулы, а закрываю книгу и ставлю на полку. Я знаю, где она стоит, когда мне надо, я ее открою и посмотрю, что мне надо. Здесь тоже самое, когда мне нужна какая-то информация, я смотрю в этом направлении, и я ее получаю, но я не вспоминаю об этом, я ее просто вижу. Я хочу, чтобы вы развили этот механизм в себе - смотреть и видеть все, что вам необходимо видеть и знать. Т.е. вы получаете это знание непосредственно тогда, когда оно вам необходимо. Когда нет необходимости, вы его в своей базе данных не несете. Иначе вы будете просто перегружены.
И еще убежденность должна быть, что пока вы с этим не разберетесь, всё чтобы вы не делали, чтобы свою жизнь как-то подретушировать, это всё просто не серьезно.
У вас должны быть вопросы. Все то, что я говорю, не совсем вписывается в представления обычного человека. У вас должны появиться вопросы! Надо их задавать, потому что вопросы - это сомнения. Пока у вас есть сомнения вы не будете целостны, вы всегда будете фрагментарны, у вас всегда будет конфликт. Вы должны стать целостны в понимании. Ваше понимание должно быть настолько ясным в этих вопросах, что ваша энергия объединится. Она не будет расщепленной - а может это так, а может не так, одна часть думает так…. Тогда вы будете обладать интенсивностью, которая позволит вам выйти за пределы обусловленности. Для этого колоссальная энергия нужна. Это возможно когда вся ваша энергия вся ваша система психофизическая согласна с этим. Тогда однонаправленность появляется. Вы устремлены всеми частями своей психики, души в одном направлении. Это возможно когда у вас есть полная убежденность, ясность и тогда у вас возникает эффект слияния векторов и прорыв. Если у вас какие-то сомнения это вас исподволь гасит, часть энергии сжигается на этих сомнениях. Вы должны начать их убирать, надо начать отслеживать и уничтожать свои деструктивные концепции о жизни. А это происходит путем диалога - вы в чем-то убеждены, но ваши убеждения приводят вас к страданиям, значит с ними что-то не так, надо с ними что-то делать. Путем диалога можно увидеть, что не так и то, что не так убрать, чтоб оно не существовало в вашем представлении. Этим надо заниматься.
И.: Диалог с кем, с оппонентом или с собой? Вернее кто может быть оппонентом?
С.: Пока у вас есть возможность со мной общаться общайтесь со мной. Можете между собой что-то исследовать на кухне, на прогулке, на море. Попробуйте в таком же режиме, но это не просто. Я с людьми работал - это обычно превращается в конфронтацию мнений. Не исследование, а бодание какое-то: "А я вот так считаю…" Искусство исследования это очень тонкое искусство, это не вопрос убеждения "у меня свое мнение, у тебя свое", кто кого перетянет, здесь нет авторитета. Это искусство увидеть факты. Тогда я никого не убеждаю, я просто показываю факты и если у человека ясное видение, он просто соглашается или не соглашается. И если это факты и у человека не искажено восприятие, он скажет: "Да это так". Это не вопрос, что я его убедил. Это искусство диалога не как формы конфронтации и самоутверждения, а как формы поиска истины, который возможен только если люди заинтересованы, оба человека заинтересованы, не в том чтобы статус свой поднять, а в том чтобы понять.
И.: Этот диалог может внутри себя быть?
С.: Может, безусловно, когда вы сидите в дзен молча, то вы внутри можете определенные вещи просматривать. Т.е. сами с собой - это возможно. Я те явления, о которых с вами говорю, вначале просматриваю сам. Вы можете попробовать тоже самое - безусловно будете что-то видеть, что-то нет, пробовать надо. С помощью этих попыток вы начинаете активизировать аджню, которая отвечает за просмотр. И не стесняйтесь, задавайте вопросы, не бойтесь быть глупыми. Лучше быть глупым здесь, чем глупым потом в жизни. Здесь у нас полигонная площадка. Мы здесь для того, чтобы понимать. Здесь можно чувствовать себя совершенно свободно.
И: А можно какой-нибудь маленький пример, на котором вы просто покажите кратко пример использования механизмов, как можно диалоги придумать… Какой-то конкретизированный пример из жизни.
С.: Мы тут уже час этим занимались. Лучший пример, нет лучший способ - это ваши вопросы и исследование, т.е. какая-то ваша ситуация, вы её не понимаете, затем мы вместе идем - вот это пример из жизни.
И.: Но не всегда это можно озвучить.
С.: Не всегда можно, но что-то можно или пробовать нужно. Если вы не знаете полностью, то хотя бы начать, я буду помогать вам двигаться. Вы первый шаг делаете, а потом вместе начинаем рассматривать.
И.: Значит надо вопросы писать?
С.: Писать, спрашивать, что-то я буду говорить от себя. У нас завтра будет шестой день семинара, т.е половина. Я половину отработал сам, я вам дал некотурую энергию. Я бы хотел, чтобы от вас пошла отдача в виде ваших наблюдений, размышлений. Мы что-то обозначили, теперь надо это прояснять, делать объемным.
И.: Сумиран, я сейчас попробовала посмотреть какие-то вещи и взаимодействия с другими людьми. Здесь я отслеживаю свои реакции, свои чувства и эмоции, какие мысли у меня возникают в процессе общения, или как я реагирую на ту или иную ситуацию. И я вот это все отслеживаю, делаю какие-то выводы, а дальше что? Отпускаю или корректирую, или просматриваю ситуацию?
С.: Много вопросов. Я, наверное, на них отвечу, но не сегодня. У меня как было, если я вижу какую-то цепочку и нахожу её деструктивной, то она в моей жизни больше не возникает никогда. Т.е. само понимание, настоящее понимание, не позволяет больше этому возникать никогда. Привожу пример: вы идете в гору у вас рюкзак и в него кто-то накидал камней. Вы об этом не знаете. Потом на привале вы начинаете перебирать рюкзак и находите эти камни. Вы понимаете, что они вам не нужны. Просто вы о них не знали, но обнаружили, увидели и после этого у вас точные знания, что вам этот груз не нужен. Просто вы их выкидываете и идете дальше без них. Вот здесь похожая ситуация. Если я прокручиваю свои цепочки и нахожу какие-то цепочки не нужными абсолютно, если ясность, убежденность полная, то избавиться несложно. Это не то, что я буду постепенно избавляться… ничего подобного. От некоторых вещей избавиться можно только если есть полное понимание, что это абсурд. Вообще нет никаких проблем. Но нужно очень ясное видение, что это так. Смотрите, если вы думаете, что вы поняли что это вам не нужно, но это остается, значит вы что-то не поняли.
И.: А может ли здесь в этом осмыслении помочь конспект, дневник? Не обязательно подробно все описывать, допустим, возник вопрос, и я по мере осмысления его констатирую, я это заметила, еще в какой-то ситуации я еще что-то заметила, еще что-то проявилось. Постепенно вытаскивая какие-то особенности деструктивного состояния.
С.: Можно, хуже не будет. Если есть предрасположенность к дневнику можно писать дневник. Это не необходимо, но и не противопоказано. Это должно быть творчество, каждый это по-своему делает. Важно чтобы было желание заниматься, а как оно у каждого будет выражаться - это индивидуально. Но я хочу сказать, приятно удивлен. У нас есть некоторый дух, атмосфера на этих беседах, который возможен только при заинтересованности людей в том, что происходит. Это чувствуется. Я очень восприимчив к аудитории, я с ней уже больше 10 лет работаю. Мне нравится, я чувствую, у вас есть мотивация - это хорошо. Это здорово, потому что у меня тоже есть мотивация с вами общаться. Значит что-то будет происходить. Очень важно, в какой атмосфере происходит беседа, она имеет тогда свою силу, звучание. Если люди не заинтересованы, то мне просто не о чем говорить с ними. В первую очередь должен быть интерес к этому. Если его нет…... У меня много информации, но она просто не будет рождаться. Информация рождается как некоторый отклик на ваш запрос. Мне не нужна информация, которую я сейчас говорю, я её тысячу раз просматривал и она уже отработана для меня. Но для вас она рождается, как отклик на желание понять что-то. Если у вас не будет желания, мне не о чем будет говорить. Поэтому смотрите, что вам интересно, что можно исследовать.

Сайт создан в системе uCoz